Сталкерам нелегко приходится в Зоне Отчуждения – слишком уж враждебно по отношению к ним настроена окружающая среда. Мутанты, смертельно опасные аномалии, враждующие группировки – всё это может стать серьезным препятствием на пути Меченого к поставленной цели. Именно поэтому игра изобилует средствами, способными облегчить участь главного героя. Вообще, STALKER Тень Чернобыля может похвастаться достаточно большим количеством инструментов, оружия и амуниции. Самым необходимым инструментом, который требуется для более или менее безопасного существования в Зоне Отчуждения, является оружие. Оружие в STALKER Тень Чернобыля можно подразделить на несколько категорий: пистолеты, дробовики, штурмовые винтовки, пистолеты-пулеметы, снайперские винтовки и особое оружие. Пистолеты являются так называемым последним средством – использовать их целесообразно или в самом начале игры, или же в тех случая, когда патроны в основном оружии закончились и перезарядить его времени нет. Дробовики малоэффективны на средних и дальних дистанциях, но обладают колоссальной убойной мощью вблизи.
Основным же оружием являются либо снайперские винтовки за точность и убойную силу или же штурмовые винтовки по той причине, что недостаток мощности и точности они компенсируют высокой скорострельностью.
Вторым немаловажным фактором будет являться бронежилеты. Стандартная куртка новичка не особо сильно защищает главного героя от укусов и пулевых ранений, поэтому необходимо раздобыть что-то более серьезное. Бронежилетов в STALKER имеется великое множество – от обычных баллистических до сложных систем типа костюма, защищающего от радиационного воздействия и даже экзоскелета.
Помимо этого имеются артефакты, способные улучшить некоторые показатели главного героя, такие как защищенность или здоровье, аптечки и бинты. Бинты играют очень огромную роль, ведь если не применить его после ранения, то главный герой попросту истечет кровью, что приведет к проигрышу.
Не стоит забывать о том, что все инструменты, вся амуниция имеет определенный вес. Именно поэтому игрок должен сам для себя решить, что именно ему брать на задание, а что лучше оставить в тайнике.